вт, 03 дек.
01:21
-1 °С, облачно

Листая страницы киноистории Отказного

4 августа 2016, 12:04Общество
Фото:

На фотографии - молодой киномеханик Алексей Павлович Полянкин. Да и кино, как искусство, тогда только развивалось. В год кино это – повод вспомнить историю кино нашего села, рассказать о человеке, который связал свою жизнь с профессией киномеханика.

Родился Алексей Павлович в 1927 году в Солдато –Александровском. В 1946-м призван на военную службу. Три года в морфлоте на судне «Тралил» обезвреживал Балтийское море от мин, сброшенных фашистами в годы войны. Сразу же после армии поступил в Батайское училище киномехаников. А в 1962-м приехал в Отказное работать и показывать кино.
По своей натуре Алексей Павлович был очень талантливым и разносторонним человеком. Так портреты рисовал карандашом, копируя художников-портретистов, пейзажи – маслом! И этот талант к художественному творчеству пригодился ему в его работе: уж очень красочно оформлял киноафиши.
Он захватил то время, когда не было телевизоров, а было немое кино, а в селе - много неграмотных. Кино крутил вручную, звука тоже не было, шли только титры. Киномеханик демонстрировал и озвучивал фильм, читая их. Электричества тоже не было, а чтобы засветился экран, требовалось запустить генератор. Для этого Алексей Павлович приглашал четырёх крепких ребят крутить его, а те с удовольствием помогали. Наградой за их труд был просмотр картины бесплатно. Возил фильмы и по хуторам. Тогда в селе было четыре клуба, и он их обслуживал. А в период уборки урожая с помощью кинопередвижки показывал фильмы на каждом участке.
А.П.Полянкин стоял у самых истоков становления нового звукового кино. Фильмы демонстрировались на пленочных носителях, плёнки заправлялись в кинопроектор. И когда кино «заговорило», это называли чудом прогресса. Примитивные кинопроекторы КПТ 7 сменились на более современные с сильным освещением КН13, КН11. Вот где появились большие возможности: изображение стало цветным, да и малый формат картины сменился на широкоформатный.
К середине 60–х Алексей Павлович показывал фильмы в центре села. Но старый кинотеатр не отапливался, зал вмещал мало зрителей, поэтому когда построили новый ДК, их стали демонстрировать в нём. В штате были киномеханик А.П.Полянкин, кассир Т.П.Кузнецова и контролёр Н.И.Лебедева. Кинокартины показывали каждый день. Билет по тем временам для детей стоил 5 копеек, для взрослых – 20, на двухсерийный фильм -40 копеек.
Алексей Павлович был очень разносторонним человеком, как говорили в старину, руки росли, откуда надо. Занимался в духовом оркестре, играл на баритоне. А ещё в нашем селе его знали как незаменимого печника. В каждом новом доме сложенная печь - дело рук Полянкина. Он также занимался выращиванием рассады помидор, перца, даже существовал термин «рассада от Полянкина».
Но кино увлекало больше всего. И он очень гордился, что является киномехаником, несёт культуру кино людям. Алексей Павлович не только любил свою профессию, он был ей по-настоящему предан. Постоянно повышал свой профессиональный уровень: выписывал информационный сборник «Новые фильмы», внедрял новые формы работы. В те годы выпускалось много детских фильмов, интересных и поучительных. Так во время зимних и летних каникул он организовывал детский абонемент: заранее оплачивались билеты, которые вклеивали в красивые открытки и раздавали детям. С такими абонементами те приходили в кино.
Алексей Павлович тесно работал и с библиотекой. Практиковал киноконференции по кинокартине «Любовь земная», снятой по книге П.Проскурина «Судьба», и по документальному фильму «Под бурями судьбы жестокой» о жене Пушкина Н.Н.Гончаровой по книге А.Кузнецовой. После просмотра фильма проходили бурные обсуждения. Точкой встречи оставалось мнение, с которым соглашались все: пожалуй, режиссёр имеет право на свой взгляд, а писатель в литературном произведении отражает свою точку зрения. Расходились зрители с мыслью о том, что любая экранизация вольно или невольно подталкивает к тому, чтобы познакомиться с первоисточником или перечитать его вновь. И стоит отметить, часть зрителей на следующий день направлялась в библиотеку за книгами. Особым успехом у селян пользовались индийские мелодрамы. На их показ односельчане шли семьями, и киномеханик всегда перевыполнял кассовый сбор.
На заслуженный отдых А.П Полянкин вышел в 66 лет. С 1993 г. киномехаником работал В.Г.Торопилкин. Но с конца 90-х прокат финансировался всё меньше и меньше, и в 2000–ом фильмы в нашем селе показывать перестали. Походы в кино заменили телесериалы и видеокассеты, всё чаще для просмотра стали использовать компьютеры и домашние кинотеатры. А в последнее время иногда практикуется показ нового кино в формате 3Д.
Е.Филатова, заведующая библиотекой с.Отказного (материал подготовлен с использованием воспоминаний Е.П.Полянкина – сына киномеханика, Р.И.Торопилкиной)