сб, 15 март
14:18
+23 °С, ясно

Полвека - сцене

13 июля 2016, 11:00Общество
Фото:

Мало кто из жителей города, для которых слово «самодеятельность» значит многое, не знает Любовь Фёдоровну Гусакову. Вот уже много лет она ведёт кружки театрального искусства и хореографии в центре внешкольной работы. До этого поработала и во второй школе, и в третьей, и в двенадцатой. Причём, плохого отношения к себе она вспомнить не может.

К Любови Фёдоровне невозможно испытывать отрицательные чувства, и так происходит, несмотря на то, что она может быть и очень принципиальной, и неуступчивой. Замечательный человек по жизни наша героиня всецело предана своей работе и умеет добиваться поставленных целей. Что помогает ей при этом не наживать недоброжелателей? Может быть, то самое качество, о котором говорят: «интеллигентность – это чистота средств безо всякой цели».
Ну а театральные постановки и в особенности новогодние представления под её авторством - особый разговор. Огромные маски из папье-маше, изумительной работы костюмы, музыка и танцы, световые эффекты совершенно стирают грань между сценой и зрительным залом, взрослой жизнью, наполненной самыми разными проблемами и заботами, и беззаботным детством, погружая всех без исключения зрителей в непередаваемую атмосферу сказочного представления. Это – не пустые слова, а воспоминания очевидцев. Да и по сей день новогодние спектакли – её конёк, впрочем, не единственный. Сегодня Любовь Фёдоровна расскажет нам не только о работе, но и о своей невероятно интересной и не лишённой трудностей жизни.
«Родилась я в 1943 году, в станице Усть-Джегута, тогда ещё относившейся к Ставропольскому краю. Уже через три месяца отец погиб на фронте, и мама осталась вдовой. После войны она вышла замуж вторично, а я даже долгое время не знала, что мой отчим - не мой отец. Он и усыновил меня, и относился как к своей родной дочери. Родились ещё два брата, но в 1960-м мама вновь овдовела. Чтобы помочь семье, я пошла работать в свою школу пионервожатой, так что педагогический стаж у меня начинается с 17 лет. Через два года стало ясно, что нужно учиться дальше, а меня уже тогда влекла сцена: песни, танцы, театральные постановки захватывали полностью. Мама относилась к этому как к очень несерьёзному занятию и настаивала, чтобы я стала швеёй, но, отправившись в Ставрополь, я не утерпела и поступила в культпросветучилище. Вернулась, всё рассказала, и, конечно же, получился скандал. Хотя документы забирать не пришлось.
Когда окончила училище, меня направили в с.Высоцкое Петровского района, где были колхоз-миллионер и огромный клуб, в котором я из-за нехватки специалистов сразу стала заместителем директора. Председатель, депутат Верховного Совета, обеспечивал всем: предоставил жильё, неплохую зарплату, а уж продуктов я получала столько, что их чуть не машинами приходилось отправлять маме. Я не преувеличиваю. Про финансирование кружков и говорить нечего, но всё это окупалось с лихвой – мы регулярно становились лауреатами различных конкурсов и были частыми гостями на Пятигорском телевидении.
Через два года решила получать высшее образование и поступила в Ставропольский пединститут на естественно-географический факультет. Но учёба оставалась необходимостью, хотя и очень интересной, а жила я по-прежнему самодеятельностью, занималась во всевозможных творческих коллективах. Даже вела комсомольские свадьбы. На втором курсе вышла замуж за своего бывшего одноклассника из Усть-Джегуты, через год родилась старшая дочь. Муж уже тогда был машинистом электровоза и его отправили на узловую станцию в Гудермес. Он ждал меня три года, после окончания я, кончено же, уехала к нему, став преподавателем в педагогическом училище, готовила учителей начальных классов и пионервожатых.
А в 1972-м открылась ещё одна глава в моей жизни. Меня долго агитировали на должность директора Дома пионеров и я наконец согласилась. В каком он тогда был ужасном состоянии! Но всё удалось быстро привести в порядок и Дом пионеров Гудермеса стал лучшим в республике. Награды и республиканского, и всесоюзного масштаба доставались просто в огромном количестве. Я получила даже медаль ветерана труда, хотя в ту пору мне было лишь 40. Я, конечно, была удивлена, ну да ладно: решили вручать, пусть вручают. В общем, те двадцать лет, что я проработала в Гудермесе, были, наверное, самыми счастливыми и плодотворными в творческом плане.
А потом началось то, что началось. Мы уехали в 1992-м, ещё до начала боевых действий, мужа как раз пригласили на работу в Зеленокумск на завод «Цигель» машинистом на только что купленный электровоз. Я сначала отказывалась уезжать, но потом стало ясно, что грядёт что-то страшное. Слов нет, как было жалко всё бросать. Но самые худшие наши опасения быстро подтвердились. Слава Богу, удалось потом многим, бежавшим от войны, помочь устроиться здесь, в городе. Люди приезжали просто в чём были, потеряв и жильё, и вещи, и любимую работу, понимая, что возврата к тому счастливому прошлому, что было у нас, уже нет.
Я работала заместителем директора по воспитательной работе в СШ №2, больше десяти лет - в третьей школе. А с 2006-го - педагог дополнительного образования в ЦВР и веду кружок в СОШ №12. В общем, всё шло и идёт своим чередом, но, конечно, таких масштабов, как в советское время, сейчас нет. Тогда для детской самодеятельности действительно ничего не жалели. Хотя всё, что можно, и директора школ, и руководство ЦВР, делали и делают, несмотря на трудности. И скучнее мой труд не стал, потому что талантливых и хороших детей у нас очень много, и их количество не уменьшается. А значит, есть смысл продолжать. Я уже давно подумывала уйти, но не могу бросить работу с детьми. Рядом с ними забываешь обо всём. Мне постоянно кажется, что мой возраст где-то рядом со мной, что он как будто бы и не мне принадлежит. Иногда такое чувство, что я только-только начала работать, а не делаю это уже на протяжении полувека».
Что ж, наверное, так происходит с каждым счастливым человеком.
А.СЕРГЕЕВ