сб, 27 июль
07:36
+18 °С, ясно

Не слепая вера

Новость

9 декабря 2015, 12:39

Мы привыкли к тому, что православный храм – это место, где отпевают умерших, крестят, венчают, куда можно прийти отдохнуть душой от нашей повседневной суеты, или где можно поискать утешения и поддержки, если случилось горе. Но недавно при храме святых апостолов Петра и Павла были созданы курсы изучения православия. Об этом нам сообщила наша читательница Н.А.Пащевская и попросила подробнее рассказать, что они из себя представляют, потому что до неё дошли лишь слухи.

Оказалось, что это - полноценные занятия по нескольким дисциплинам, а уровень знаний, полученных там, вполне мог бы позволить без особого труда поступить в семинарию, хотя, конечно, такой цели себе никто не ставит. Об этом нам и поведал настоятель храма святых Первоверховных апостолов Петра и Павла иерей Роман Квитченко.
- Отец Роман, расскажите, пожалуйста, как появились эти курсы и какие предметы на них изучаются.
- Инициатором я не могу назвать только себя одного, хотя похожую идею мы с предыдущим настоятелем отцом Дмитрием вынашивали давно, даже несколько раз пробовали сами что-то начать. Одно время в духовно-просветительском центре «Ковчег» мы посменно проводили занятия по Ветхому и Новому Заветам, но постоянная занятость не позволяла делать это регулярно, поэтому столь интересное и нужное начинание, увы, постепенно заглохло. Но зимой этого года в нашем храме появилась прихожанка, раньше жившая в Москве и окончившая похожие курсы при одном из столичных храмов. Она предложила помощь в проведении лекций по изучению Евангелия. Оказалось, что Лора Григорьевна весьма прилично разбирается в богословских тонкостях Нового Завета и очень интересно ведёт эти беседы, так что мне оставалось только радоваться своей новой помощнице.
А некоторое время спустя наш архиерей епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон дал задание продумать возможность организации на нашем приходе курсов по изучению православия с твёрдой программой и несколькими предметами. Один готовый преподаватель у меня был, но этого мало. Лора Григорьевна взялась к сентябрю подготовить преподавателей по нескольким предметам из числа неравнодушных и способных к этому прихожан, тем более что среди них хватает педагогов.
Несмотря на то, что я согласился с её предложением, сам очень скептически отнёсся к этой затее, но решил не мешать. Ведь если не выйдет, то мы ничего не теряем. А если получится?
Всё оказалось куда проще, чем предполагалось. Поначалу желающих было человек семь, но кто-то отсеялся, в итоге остались двое педагогов с многолетним опытом преподавания и двое наших прихожан, один из которых окончил духовную семинарию, а другой, благодаря усердию и умению точно и интересно излагать свои мысли, оказался на столь высоком уровне, что и его вполне можно принять за учителя. Оставалось только дать им нужные знания и источники, которые бы помогли в работе.
А изучаются на курсах догматическое богословие, Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, история Русской православной церкви и литургика, наука о богослужении.
- Ну, с важностью изучения Библии, истории Церкви и особенно богослужения всё ясно. Но зачем среднестатистическому прихожанину догматика, ведь он никогда не станет философом-богословом?
- Отцы Церкви писали: «Если ты богослов, то ты будешь молиться истинно, а если ты молишься истинно, то ты – богослов». И это – не фигура речи. Богословие – вообще то, из чего состоит вся жизнь настоящего христианина, и это не сухая кабинетная наука, а опыт жизни человека с Богом. Поэтому в православии богословом считают не того, кто получил некоторый объём знаний в церковном учебном заведении, а того, чей духовный опыт по-настоящему богат. И многие святые, к кому вполне применим термин «богослов», не были высокообразованными людьми, что не мешало им познавать Бога и вести к этому познанию других.
А догматика сама по себе – не какие-то навязанные человеку законы, предписывающие ему общеобязательный образ мыслей, а набор необходимых знаний о том, кто такой Бог и каковы его отношения с материальным и духовным мирами, и самое главное – с человеком, соединяющем в себе оба этих начала. Сейчас появилось особенно много различных псевдорелигиозных сект и движений, пытающихся выдать себя за христиан, и знание основ догматики позволит человеку отделать подлинное христианство от того, что им не является. Да и можно даже ходить в православный храм, но при этом придерживаться вполне сектантских взглядов, подчас совершенно сумасбродных. Так что догматика – лучшее средство от суеверий. Ну и кроме всего прочего, это ещё и очень интересный предмет. Его можно сравнить с физикой, которая рассказывает нам о законах существования материального мира. Здесь же идёт речь о законах, по которым существует мир духовный. Не зная их, не разбираясь на элементарном уровне в богослужении, истории Церкви и не читая Священного Писания, невозможно верить осмысленно, такая вера окажется слепой, а, значит, не будет приносить ни радости, ни удовлетворения.
- Скажите, существуют ли возрастные ограничения при принятии на курсы, и как на них можно записаться?
- Возрастных ограничений у нас как таковых нет. Будем рады всем – от ребят старшего школьного возраста до бесконечности, как говорится. А записываться не нужно, просто можно прийти в духовно-просветительский центр «Ковчег» в среду к 17-00, в воскресенье - к 11.00 или в храм святых апостолов Петра и Павла к 16-00 также в воскресенье. Пока расписание немного несбалансированно, потому что мы только начинаем, но в будущем оно станет более удобным.
Беседовал А.КАРАГОДИН